Родителям

Занятие 1
Автоматизация звука [З]
в прямых ударных слогах в начале слова
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Рассматривание артикуляционной позы звука [З].
3. Характеристика звука [З].
4. Автоматизация изолированного звука [З].

Игра «Комар»
Ребенок слушает стихотворение, ведет пальцем по черной линии и  длительно произносит звук [З].
                                      Жил да был в лесу комарик,
                                      Ночью он включал фонарик.
                                      Над травою он летал,
                                      Звонко песню напевал: «З–З–З».



5. Автоматизация звука [З] в прямых слогах.
Игра «Рыболов»
(помоги Васе наловить рыбы)
Ребенок показывает рыбку, которую он хочет «поймать», и читает или повторяет за взрослым слоги.





6. Автоматизация звука [З] в словах (звук в начале слова в прямом ударном слоге).
Игра «Скажи с различной интонацией»
а) Взрослый произносит слоги и слова, ребенок повторяет их.


– Сейчас надо сказать эти слоги и слова весело, чтобы в конце можно было поставить
  восклицательный знак!б) Взрослый говорит:
– А теперь надо сказать так, как будто ты спрашиваешь, чтобы в конце можно было поставить вопросительный знак.
в) Взрослый показывает ребенку изображение знака, а ребенок сам произносит слоги и слова с нужной интонацией.



7. Определи, на каком самолете полетит слово. (Деление слов на слоги (в зависимости от количества иллюминаторов).)












8. Составь предложение о том, что есть у Тани (с опорой на схему).
В зависимости от произносительных возможностей ребенок может повторять только последнее слово. (У Тани заяц. У Тани зонт. У Тани зонтик. У Тани зубы. У Тани зуб.)






9. Составь схему слова ЗУБЫ.

– Назови первый звук в слове З-З-ЗУБЫ. ([З].)
– Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный, твердый.)
– Каким цветом обозначаем согласный твердый звук? (Синим.)
– Нарисуй в первой клеточке синий кружок.
– Назови второй звук в слове ЗУ-У-УБЫ. ([У].)
– Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он гласный.)
– Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)
– Нарисуй во второй клеточке красный кружок.
– Назови третий звук в слове ЗУБЫ. ([Б].)
– Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный, твердый.)
– Каким цветом обозначаем согласный твердый звук? (Синим.)
– Нарисуй в третьей клеточке синий кружочек.
– Какой последний звук в слове ЗУБЫ-Ы-Ы? ([Ы].)
– Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он гласный.)
– Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)
– Нарисуй в последней клеточке красный кружочек.
– Сколько звуков в слове ЗУБЫ?
– Назови все звуки слова ЗУБЫ по порядку.
– Напечатай слово в клеточках.


10. Буквы, которые написаны правильно, раскрась синим  цветом, а буквы, которые написаны неправильно, зачеркни.

Занятие 2
Автоматизация звука [З]
в прямых ударных слогах в середине слова
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Рассматривание артикуляционной позы звука [З].
3. Характеристика звука [З].
4. Автоматизация изолированного звука [З].
Игра «Комарики»
Если взрослый показывает изображение маленького комарика, ребенок произносит звук [З] кратко, если взрослый показывает изображение большого комарика, ребенок произносит звук [З] длительно.
                                      Комары в лесу летали,
                                      А ребята их считали:
                                      «Раз, два, три, четыре, пять!»
                                      Начинай считать опять.

5. Автоматизация звука [З] в прямых слогах.
Игра «Помоги зайке собрать морковку»





6. Автоматизация звука [З] в словах (звук [З] в ударном слоге в середине слова).
Игра «Скажи как…»
а) Взрослый произносит слоги и слова, ребенок повторяет их.




За-за-за – коза
За-за-за – фазан
За-за-за –
мозаика
Зо-зо-зо – возок


Зо-зо-зо – газон
Зо-зо-зо – бизон
Зу-зу-зу – мазут
Зы-зы-зы – язык
б) Взрослый показывает картинку с изображением лисы и проговаривает слоги и слова так, как бы их произнесла лиса; затем просит ребенка повторить слоги и слова как лиса. (Аналогичная работа проводится с остальными картинками – заяц, медведь, мышка.)
в) Ребенок сам пробует сказать слоги и слова как лиса, медведь, мышки, заяц.

7. Определи, на каком велосипеде поедет слово. (Деление слов на слоги (в зависимости от количества колес).)












8. Составь предложения по схеме о том, что есть у Зои. (У Зои коза.) (В зависимости от произносительных возможностей ребенок может повторять только последнее слово.)








9. Составь схему слова ФАЗАН.

– Назови первый звук в слове Ф-Ф-ФАЗАН. ([Ф].)
– Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный, твердый.)
– Каким цветом обозначаем согласный твердый звук? (Синим.)
– Нарисуй в первой клеточке синий кружок.
– Назови второй звук в слове ФА-А-АЗАН. ([А].)
– Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он гласный.)
– Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)
– Нарисуй во второй клеточке красный кружок.
– Назови третий звук в слове ФАЗ-З-ЗАН. ([З].)
– Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный, твердый.)
– Каким цветом обозначаем согласный твердый звук? (Синим.)
– Нарисуй в третьей клеточке синий кружочек.
– Какой четвертый звук в слове ФАЗА-А-АН? ([А].)
– Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он гласный.)
– Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)
– Нарисуй в четвертой клеточке красный кружочек.
– Назови последний звук в слове ФАЗАН-Н-Н. ([Н].)
– Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный, твердый.)
– Каким цветом обозначаем согласный твердый звук? (Синим.)
– Нарисуй в последней клеточке синий кружок.
– Сколько звуков в слове ФАЗАН?
– Назови все звуки слова ФАЗАН по порядку.
– Напечатай слово в клеточках.
10. Игра «Буква спряталась».
· Найди и обведи синим карандашом букву З.

Занятие 3
Автоматизация звука [З]
в прямых безударных слогах
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Характеристика звука [З].
3. Автоматизация изолированного звука [З].
Игра «Мошки»
Если взрослый показывает изображение маленькой мошки, ребенок произносит звук [З] кратко, если взрослый показывает большую муху, ребенок произносит звук [З] длительно.
                                      Мошки в воздухе летали,
                                      А ребята их считали:
                                      «Раз, два, три, четыре, пять!»
                                      Начинай считать опять.


4. Автоматизация звука [З] в слогах.
Игра «Помоги кабану собрать желуди»

5. Автоматизация звука [З] в словах с прямыми слогами в середине слова в сильной позиции.
1) По возможности самостоятельно назови картинки.
2) Назови в быстром темпе всю серию 3 раза.
3) Закончи фразу.

В городе построили новый … (завод).
Зоя любит вечером наблюдать … (закат).
На дверь повесили … (замок).
Коров и лошадей загнали в … (загон).
Зоя подарила маме новую … (вазу).
Мама чистит маленький чесночный … (зубок).
В магазине продаются красивые глиняные … (вазы).
На лугу пасутся … (козы).
В театре звучит … (музыка).
Зоя подарила маме желтую пушистую … (мимозу).



6. Определи, в какой почтовый ящик попадет слово. (Деление слов на слоги (в зависимости от цифры на ящике).)



7. Составь предложения по схеме о том, что есть у Зои. (У Зои замок.) (В зависимости от произносительных возможностей ребенок может повторять только последнее слово.)




8. Составь схему слова ВАЗА.

– Назови первый звук в слове В-В-ВАЗА. ([В].)
– Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный, твердый.)
– Каким цветом обозначаем согласный твердый звук? (Синим.)
– Нарисуй в первой клеточке синий кружочек.
– Назови второй звук в слове ВА-А-АЗА. ([А].)
– Что ты можешь сказать о звуке [А]? (Он гласный.)
– Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)
– Нарисуй красный кружок во второй клеточке.
– Какой третий звук в слове ВАЗ-З-ЗА? ([З].)
– Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный, твердый.)
– Каким цветом обозначаем согласный твердый звук? (Синим.)
– Нарисуй в третьей клеточке синий кружочек.
– Какой последний звук в слове ВАЗА-А-А? ([А].)
– Что ты можешь сказать о звуке [А]? (Он гласный.)
– Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)
– Нарисуй красный кружок в последней клеточке.
– Назови все звуки слова ВАЗА по порядку.
– Напечатай слово в клеточках.

9. Найди, где спряталась буква З, и допиши ее.

Занятие 4
Автоматизация звука [З]
при стечении согласных
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Характеристика звука [З].
3. Автоматизация изолированного звука [З].
Игра «Заведи моторчик»
Ребенок показывает велосипед и «заводит моторчик», произнося длительно звук [З] (моторчик не заводится, потому что у велосипеда его нет).
                                    У Вани есть велосипед,
                                    Жаль, что на нем мотора нет.
                                    А то бы Ваня дней на пять
                                    На нем уехал бы гулять.
                                    Объехал бы весь белый свет,
                                    Но только жаль, мотора нет.

4. Автоматизация звука [З] в слогах со стечением согласных.
Игра «Жуки»
Ребенок показывает пятнышки на спинке божьей коровки и читает или повторяет слоги.




5. Автоматизация звука [З] в словах со слогами со стечением согласных.
Игра «Скажи быстро – медленно»
а) Взрослый произносит слоги и слова, ребенок повторяет их.



 






Зна-зна-зна –
знамя
Зво-зво-зво – звонок
Зна-зна-зна – знак
Зда-зда-зда –
здание

Зба-зба-зба – изба
Збу-збу-збу – азбука
Зда-зда-зда – узда
Здо-здо-здо – гнездо
б) Взрослый проговаривает слоги и слова и просит ребенка произнести их с той же скоростью (медленно, как черепаха, или быстро, как ветер).

в) Взрослый показывает ребенку изображение предметов и просит произнести слоги и слова с соответствующей скоростью.




Комментариев нет:

Отправить комментарий