Занятие 1
Автоматизация звука [З]
в прямых ударных слогах в начале слова
Автоматизация звука [З]
в прямых ударных слогах в начале слова
1.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2.
Рассматривание артикуляционной позы звука [З].
3.
Характеристика звука [З].
4.
Автоматизация изолированного звука [З].
Игра
«Комар»
Ребенок слушает стихотворение, ведет пальцем по
черной линии и длительно произносит звук
[З].
Жил да был в лесу комарик,
Ночью он включал фонарик.
Над травою он летал,
Звонко песню напевал: «З–З–З».
5. Автоматизация звука [З] в прямых слогах.
Игра
«Рыболов»
(помоги Васе наловить рыбы)
(помоги Васе наловить рыбы)
Ребенок показывает рыбку, которую он хочет
«поймать», и читает или повторяет за взрослым слоги.
6. Автоматизация звука [З] в словах (звук в начале
слова в прямом ударном слоге).
Игра
«Скажи с различной интонацией»
а)
Взрослый произносит слоги и слова, ребенок повторяет их.
– Сейчас надо сказать эти слоги и слова весело, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак!б) Взрослый говорит:
– А теперь надо сказать так, как будто ты
спрашиваешь, чтобы в конце можно было поставить вопросительный знак.
в) Взрослый
показывает ребенку изображение знака, а ребенок сам произносит слоги и слова с
нужной интонацией.
7. Определи, на каком самолете полетит слово. (Деление
слов на слоги (в зависимости от количества иллюминаторов).)
8. Составь предложение о том, что есть у Тани (с
опорой на схему).
В зависимости от произносительных возможностей
ребенок может повторять только последнее слово. (У Тани заяц. У Тани зонт. У
Тани зонтик. У Тани зубы. У Тани зуб.)
9.
Составь схему слова ЗУБЫ.
–
Назови первый звук в слове З-З-ЗУБЫ. ([З].)
– Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он
согласный, твердый.)
– Каким цветом обозначаем согласный твердый звук? (Синим.)
– Нарисуй в первой клеточке синий кружок.
– Назови второй звук в слове ЗУ-У-УБЫ. ([У].)
– Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он
гласный.)
– Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)
– Нарисуй во второй клеточке красный кружок.
– Назови третий звук в слове ЗУБЫ. ([Б].)
– Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он
согласный, твердый.)
– Каким цветом обозначаем согласный твердый звук? (Синим.)
– Нарисуй в третьей клеточке синий кружочек.
– Какой последний звук в слове ЗУБЫ-Ы-Ы? ([Ы].)
– Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он
гласный.)
– Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)
– Нарисуй в последней клеточке красный кружочек.
– Сколько звуков в слове ЗУБЫ?
– Назови все звуки слова ЗУБЫ по порядку.
– Напечатай слово в клеточках.
10.
Буквы, которые написаны правильно, раскрась синим цветом, а буквы, которые написаны
неправильно, зачеркни.
Занятие 2
Автоматизация звука [З]
в прямых ударных слогах в середине слова
Автоматизация звука [З]
в прямых ударных слогах в середине слова
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Рассматривание артикуляционной позы звука [З].
3. Характеристика звука [З].
4. Автоматизация изолированного звука [З].
Игра
«Комарики»
Если взрослый показывает изображение маленького
комарика, ребенок произносит звук [З] кратко, если взрослый показывает
изображение большого комарика, ребенок произносит звук [З] длительно.
Комары в лесу летали,
А ребята их считали:
«Раз, два, три, четыре, пять!»
Начинай считать опять.
5.
Автоматизация звука [З] в прямых слогах.
Игра
«Помоги зайке собрать морковку»
6. Автоматизация звука [З] в словах (звук [З] в
ударном слоге в середине слова).
Игра
«Скажи как…»
а)
Взрослый произносит слоги и слова, ребенок повторяет их.
|
|
||
За-за-за – коза
|
За-за-за – фазан
|
За-за-за –
мозаика |
Зо-зо-зо – возок
|
|
|||
Зо-зо-зо – газон
|
Зо-зо-зо – бизон
|
Зу-зу-зу – мазут
|
Зы-зы-зы – язык
|
б) Взрослый показывает картинку с
изображением лисы и проговаривает слоги и слова так, как бы их произнесла лиса;
затем просит ребенка повторить слоги и слова как лиса.
(Аналогичная работа проводится с остальными картинками – заяц, медведь, мышка.)
в) Ребенок сам пробует сказать слоги и
слова как лиса, медведь, мышки, заяц.
7. Определи, на каком велосипеде
поедет слово. (Деление слов на слоги (в зависимости от количества колес).)
8. Составь предложения по схеме о том,
что есть у Зои. (У Зои коза.) (В зависимости от
произносительных возможностей ребенок может повторять только последнее слово.)
9.
Составь схему слова ФАЗАН.
–
Назови первый звук в слове Ф-Ф-ФАЗАН. ([Ф].)
–
Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный, твердый.)
–
Каким цветом обозначаем согласный твердый звук? (Синим.)
–
Нарисуй в первой клеточке синий кружок.
–
Назови второй звук в слове ФА-А-АЗАН. ([А].)
–
Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он гласный.)
–
Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)
–
Нарисуй во второй клеточке красный кружок.
–
Назови третий звук в слове ФАЗ-З-ЗАН. ([З].)
–
Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный, твердый.)
–
Каким цветом обозначаем согласный твердый звук? (Синим.)
–
Нарисуй в третьей клеточке синий кружочек.
–
Какой четвертый звук в слове ФАЗА-А-АН? ([А].)
–
Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он гласный.)
–
Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)
–
Нарисуй в четвертой клеточке красный кружочек.
–
Назови последний звук в слове ФАЗАН-Н-Н. ([Н].)
–
Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный, твердый.)
–
Каким цветом обозначаем согласный твердый звук? (Синим.)
–
Нарисуй в последней клеточке синий кружок.
–
Сколько звуков в слове ФАЗАН?
–
Назови все звуки слова ФАЗАН по порядку.
–
Напечатай слово в клеточках.
10.
Игра «Буква спряталась».
· Найди
и обведи синим карандашом букву З.
Занятие 3
Автоматизация звука [З]
в прямых безударных слогах
Автоматизация звука [З]
в прямых безударных слогах
1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2. Характеристика звука [З].
3. Автоматизация изолированного звука [З].
Игра
«Мошки»
Если взрослый показывает изображение маленькой
мошки, ребенок произносит звук [З] кратко, если взрослый показывает большую
муху, ребенок произносит звук [З] длительно.
Мошки в воздухе летали,
А ребята их считали:
«Раз, два, три, четыре, пять!»
Начинай считать опять.
4. Автоматизация звука [З] в слогах.
Игра
«Помоги кабану собрать желуди»
5.
Автоматизация звука [З] в словах с прямыми слогами в середине слова в сильной
позиции.
1)
По возможности самостоятельно назови картинки.
2)
Назови в быстром темпе всю серию 3 раза.
3)
Закончи фразу.
В
городе построили новый … (завод).
Зоя
любит вечером наблюдать … (закат).
На
дверь повесили … (замок).
Коров
и лошадей загнали в … (загон).
Зоя
подарила маме новую … (вазу).
Мама
чистит маленький чесночный … (зубок).
В
магазине продаются красивые глиняные … (вазы).
На
лугу пасутся … (козы).
В
театре звучит … (музыка).
Зоя
подарила маме желтую пушистую … (мимозу).
6. Определи, в
какой почтовый ящик попадет слово. (Деление слов на слоги (в зависимости от
цифры на ящике).)
7. Составь предложения по схеме о том,
что есть у Зои. (У Зои замок.) (В зависимости от
произносительных возможностей ребенок может повторять только последнее слово.)
8.
Составь схему слова ВАЗА.
–
Назови первый звук в слове В-В-ВАЗА. ([В].)
–
Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный, твердый.)
–
Каким цветом обозначаем согласный твердый звук? (Синим.)
–
Нарисуй в первой клеточке синий кружочек.
–
Назови второй звук в слове ВА-А-АЗА. ([А].)
–
Что ты можешь сказать о звуке [А]? (Он гласный.)
–
Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)
–
Нарисуй красный кружок во второй клеточке.
–
Какой третий звук в слове ВАЗ-З-ЗА? ([З].)
–
Что ты можешь сказать об этом звуке? (Он согласный, твердый.)
–
Каким цветом обозначаем согласный твердый звук? (Синим.)
–
Нарисуй в третьей клеточке синий кружочек.
–
Какой последний звук в слове ВАЗА-А-А? ([А].)
–
Что ты можешь сказать о звуке [А]? (Он гласный.)
–
Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным.)
–
Нарисуй красный кружок в последней клеточке.
–
Назови все звуки слова ВАЗА по порядку.
–
Напечатай слово в клеточках.
9.
Найди, где спряталась буква З, и допиши ее.
Занятие 4
Автоматизация звука [З]
при стечении согласных
Автоматизация звука [З]
при стечении согласных
1.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2.
Характеристика звука [З].
3.
Автоматизация изолированного звука [З].
Игра «Заведи моторчик»
Ребенок показывает
велосипед и «заводит моторчик», произнося длительно звук [З] (моторчик не
заводится, потому что у велосипеда его нет).
У Вани есть
велосипед,
Жаль, что на
нем мотора нет.
А то бы Ваня
дней на пять
На нем уехал
бы гулять.
Объехал бы
весь белый свет,
Но только
жаль, мотора нет.
4.
Автоматизация звука [З] в слогах со стечением согласных.
Игра
«Жуки»
Ребенок показывает пятнышки на спинке божьей коровки
и читает или повторяет слоги.
5. Автоматизация звука [З] в словах со слогами со
стечением согласных.
Игра
«Скажи быстро – медленно»
а) Взрослый произносит слоги и слова, ребенок
повторяет их.
|
|
||
Зна-зна-зна
–
знамя |
Зво-зво-зво
– звонок
|
Зна-зна-зна
– знак
|
Зда-зда-зда
–
здание |
|
|||
Зба-зба-зба
– изба
|
Збу-збу-збу
– азбука
|
Зда-зда-зда
– узда
|
Здо-здо-здо
– гнездо
|
б) Взрослый
проговаривает слоги и слова и просит ребенка произнести их с той же скоростью
(медленно, как черепаха, или быстро, как ветер).
в) Взрослый показывает ребенку изображение предметов
и просит произнести слоги и слова с соответствующей скоростью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий